?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

1067597_Nesterov_vistavka (700x454, 106Kb)

С этой выставки я вышла оглушенная и обескураженная, и немножко грустная. Что - в этих картинах? Непонятное какое-то православие. Нехорошо в Пост такие мысли. Но оно мне покою не дает - как же так - придворный художник царской фамилии, в свое время расписывавший престижные, грандиозные храмы по заказу приближенных самодержца, он за год до кончины был удостоен Сталинской премии... Ох, непрост... Среди обычного восторженного славословия все-таки удалось немного найти информации. Предупреждаю - очень занудливо.

Михаил Нестеров родился в Уфе в 1862 году, в богатой патриархальной купеческой семье, дед в которой был старообрядец. После гимназии, провалив экзамен в техническое училище, и недолго продержавшись в реальном, поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его любимым учителем был Перов.

1067597_1883__Domashnii_arest (700x511, 67Kb)

В Училище Нестеров пробыл три года.

1067597_1884_Znatok (549x700, 293Kb)

В 1881 году переехал в Петербург, поступил в Академию художеств на курс П. П. Чистякова, в Академии ему не понравилось, и он вернулся в Москву, вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Там он попал «в запьянцовскую среду» и рисковал утонуть в пучине пьянства. К тому же отличался озорством. Искал себя в типовых жанрах передвижников.
1067597_1886_Prizvanie_Mihaila_Fedorovicha_na_carstvo (700x384, 59Kb)

Познакомился с будущей женой Машей, и они без согласия родителей обвенчались. Горячо любимая жена родила ему дочку, и на следующий день умерла. «Любовь к Маше и потеря ее сделали меня художником, вложили в мое художество недостающее содержание, и чувство, и живую душу - словом, все то, что позднее ценили и ценят люди в моем искусстве». Смерть жены надломила его, и эта надломленность будет чувствоваться в нем всю жизнь.

Первая картина, которая принесла ему успех - "Пустынник". На картине изображён старец с лестовкой , словно пришедший из глубины веков: то ли это одинокий скиталец из северных лесов, то ли обитатель дальнего старообрядческого скита, то ли просто житель давно ушедшей Святой Руси... Лестовки раньше я не замечала, а на выставке вот хорошо видно, они везде) Позже Нестеров рассказал: «Мой старичок открыл мне какие-то тайны своего жития. Он со мной вел беседы, открывал мне таинственный мир пустынножительства, где он, счастливый и довольный, восхищал меня своею простотою… Тогда он был мне так близок, так любезен».
Вы видите здесь счастье и довольство?
1888 pustynnik (593x700, 340Kb)
Сам Нестеров всегда предпочитал эту таинственную «простоту» внешним эффектам.  В предисловии к своим «Давним дням», написанным в конце жизни, он писал: «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью». Он изображал «невидимое», град Китеж.
Картина, заявившая о появлении глубокого самобытного дарования, ещё до выставки была куплена Третьяковым, это был успех! Это позволило Нестерову впервые побывать за границей, в Италии и Франции. Там он увидел работы современных западных художников Пюви де Шаванна и Бастьен-Лепажа. Они тоже обращались к религиозным сюжетам...
Первый успех окрылял. Свое слово Нестеров хотел сказать, сочетая достижения передвижников с европейской классикой религиозного жанра новейших "идеалистов" Бастьен-Лепажа и Пюви де Шаванна.  И при этом художник стоял на твердых патриотических позициях — Православие, Самодержавие, Народность. В 1905 он вступит в Союз Русского народа.
«Видение отроку Варфоломею» - вторая большая картина Нестерова на религиозную тему. Картина очень большая, потрясающе выписана природа, этого очарования не передают никакие репродукции.
Религиозные картины Нестерова и Васнецова стали в своём роде манифестом новых исканий той части русской интеллигенции, которая понимала пагубность жизни без Бога. Увы, интерес к религии выражался у них своеобразно: рядом с истиной православия уживалась эзотерика, Евангелие, и труды отцов церкви парадоксальным образом соседствовали со Сведенборгом и новейшими мистиками. Отсюда и претензионная попытка религиозной живописи Серебряного века не только выразить, но и переосмыслить древнерусскую духовную традицию.
В 1890 году «Варфоломей» был выставлен на 18-й Передвижной выставке. Его появление  вызвало скандал и ожесточенные споры в художественном сообществе. Со стороны идеологов передвижнического направления (по-народнически реалистического, но безверного, и уж тем более безразличного к теме святости!) приняла почти истерический характер.  Однако одно большое событие решило судьбу картины и ее автора: картину купил П.М.Третьяков.
В числе восставших против «Варфоломея» был Мясоедов, боровшийся и против «Пустынника». К оппозиции пристал Вл. Маковский. Яростно нападал на «Отрока Варфоломея» Ге, явившийся на ту же XVIII Передвижную выставку с картиной «Христос перед Пилатом». Центральным пунктом обвинений было то, что молодой художник привез на выставку картин икону, которой место в церкви и которая может быть интересна лишь для верующих. Утверждали, что порочна самая тема картины - «Видение отроку Варфоломею». Видения - область психиатра, а не художника. Особенно резко нападали на золотой венчик вокруг головы старца, явившегося отроку. «Все - вспоминает Нестеров, — судили картину страшным судом; они согласно признали ее вредной… Зло нужно вырвать с корнем. Пошли отыскивать по выставке московского молчальника, Третьякова, нашли где-то в дальнем углу, перед какой-то картиной. Поздоровались честь честью, и самый речистый и смелый, Стасов, заговорил первым: правда ли, что Павел Михайлович купил картину экспонента Нестерова, что эта картина попала на выставку по недоразумению, что ей на выставке Товарищества не место. Задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает: вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг вокруг головы старика… Ошибки возможны всегда, но их следует исправлять. И они, его старые друзья, решили его просить отказаться от картины… Много было сказано умного, убедительного. Павел Михайлович молча слушал,  ответил им так: «Благодарю вас за сказанное. Картину Нестерова я купил еще в Москве, и если бы не купил ее там, то купил бы сейчас здесь, выслушав все ваши обвинения». Затем поклонился и тихо отошел к следующей картине.
Стасов не мог успокоиться - «Только одному из новопришлых я не могу симпатизировать. Это Нестерову. Еще не в том беда, что он вечно все рисует скиты, схимников, монашескую жизнь и дела, это куда бы ни шло: что ж, когда у него такое призвание, но в том беда, что все это он рисует притворно, лженаивно, как-то по-фарисейски, напуская на себя какую-то неестественную деревянность в линиях, пейзажах и красках, что-то мертвенное и мумиобразное <…> Подальше от этих пейзажей в виде сухих, тощих метелок, от красок, умышленно выцветших, как старый замаранный ковер. Нет, я все надеюсь, что г. Нестеров еще соступит со своего никуда не годного пути: обратится к действительной жизни.»
Картины «Пустынник» и «Отрок Варфоломей» стали знаковыми событиями в жизни Нестерова: они определили главную идейную линию творчества художника, – тему "Святой Руси" и ее "души", чистой православной веры. Благодаря этим картинам Нестеров вошел в круг общения с богатыми старообрядцами: семьей Мамонтовых и Павлом Михайловичем Третьяковым  - одними из самых выдающихся старообрядческих деятелей того времени и меценатов.   В Абрамцеве (бывшем имении Аксаковых), у Мамонтовых Нестеров писал пейзажи для сюжетов о Сергии. П.М.Третьяков открыл художнику дорогу в большое искусство, дорогу к всеобщему признанию, защитив от нападок идеологических противников, от злобы завистников, ревниво охраняющих свою епархию.

1890 varfolomey (700x539, 360Kb)

Мир чудесных видений, едва уловимых сокровенных чувств и настроений, с конца 1880-х годов составлял основное содержание нестеровских произведений. Новаторство художника отчетливо проявилось в цикле картин, посвященных Сергию Радонежскому, как свидетельство стремления художника к поэтическому осмыслению реальности, к видимой %) духовности образов. Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно, и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать пластический эквивалент своих поэтических «грез».
Отмечу, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями, интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность. Это было вызвано особенностью философско-религиозной культуры богоискательства тех лет, стремившейся модернизировать традиционное для России православие, поставив перед широкой российской общественностью вопрос религиозного обновления.

1895 svyatoy-sergey (697x700, 411Kb)

Ох, все перемешалось и получилась специфическая, нестеровская поэзия чего-то большого и смутного... Вслед за Пюви де Шаванном, картины которого очень понравились художнику во Франции, и так же как у него, работы Нестерова посвящены одному – Золотому веку. У Пюви де Шаванна всё иногда в классических, иногда – в религиозных декорациях, это неизменный идиллический мир Аркадии и Эдема. У Нестерова это мир идеального  старообрядчества. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. К классическому наследию Пюви де Шаванн, так же как Нестеров, относился так: он не искал в нем благородные примеры для современности, а превращали древность в заповедный мир.

Стилистически эти произведения располагаются в русле стиля модерн. Влияние этого стиля ощущается в панорамной всеохватности композиций, в разбеленном цвете, напоминающем гобеленные тона, в отсутствии развернутой сюжетности и замене конкретного действия - пребыванием, состоянием, созерцанием.
Многие картины Нестерова, несмотря на их внешнюю идиллию, наполнены скрытым ощущением тоски, тревоги и беспокойства. В картинах сложная, неудобная глазу композиция... и динамика какой-то снулой рыбы. И еще - болезненность, культ болезненности ..., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар. Из отзывов того времени: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника».
Вам не кажется, что она может спрыгнуть?

1896 na-gorah (696x700, 380Kb)

А вот снова святой Сергий.  Не знаю, что привлекало Нестерова в Православии... наверное, возвышенность чувств, согласие с природой, красота обрядов, аскетическая строгость монашества. Картины совсем лишены фабульности, они окрашены созерцательным любованием.

Сначала подумала, что так отображался свойственный Средневековой Руси исихазм, хотя неизвестно, знал ли о нем Нестеров. Наверное, все-таки знал - очень улыбчивым он писал Сергия Радонежского.

1897 bear (658x700, 394Kb)

Вот еще исихастское - тишина, нарушаемая только благовестом, ("Под благовест")

1897 blagovest (528x700, 335Kb)

и такое вот очень одухотворенное и красивое "Молчание".

1903 silentium (700x434, 222Kb)

В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. С другой стороны - славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся  с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. В те годы пользовались большим успехом романы П.И.Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам. Очень интересные романы, правда ооочень длинные, но легкие, кто не читал - советую осилить хотя бы один, лучше "В лесах", бытописательство хорошее, красивое, как такая мыльная опера на почве старообрядчества, типа индийского примитива, но в русских декорациях, со всякими Китежами, скитами, жуДкими страстями и мистическими заклинаниями и пророчествами... Нестеров, по свидетельству художника В.Н.Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта».

И вот "Великий постриг". На полотне изображена юная девушка, идущая на постриг в сопровождении монахинь из лесного старообрядческого скита. Что это? Апология женского иночества? Изображение несчастной женской доли?. Ведь иночество, как правило, принимали добровольно. Здесь символически показана большая утрата – земного счастья, или привычного миропорядка, или смысла мирской жизни – и, в покорном приятии этой судьбы как трагической неизбежности, добровольный исход из мира, полного горя и  невзгод, в «другое измерение» ближе к Всевышнему, с надеждой на то, что, там, рядом с Христом, будет найдено избавление от сердечной муки. Это полотно не только передает переживания художника о своем несбывшемся счастье; оно  – и исторический экскурс, и  пророчество.
Получается, что в скит идти черницей - великое горе?

1898 postrig (700x654, 417Kb)

А это "Голгофа". Её отреставрировали, и показывали первый раз.

1067597_1900_Golgofa (555x652, 109Kb)

Вот она эта самая "Святая Русь". Христос является людям не в убранной раззолоченной церкви, а среди снегов, лесов и полей – сама русская земля  здесь храм. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Картину объявили неудачей. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Л.Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». Нестеров согласился... Но красиво очень, слов нет - и очень волшебно, и символично, но и не верится...

holy-russia (700x437, 276Kb)
Правдоподобнее в творчестве художника выглядит тема безмолвного созерцания, тихого делания в гармонии с пространством. Кстати, вслед за Нестеровым Рерих разрабатывает такие мотивы в живописи, как молитвенный труд, молитвенное шествие, молитвенное движение по воде.
1914 lisica (700x552, 351Kb)

А вот и автопортрет - на фоне все тех же осеннего унылого, скромного и милого сердцу пейзажа.

1915 avtoportret (700x596, 274Kb)

Особая страница в творчестве художника - 20 лет, один за другим, Нестеров расписывал храмы. На выставке  можно увидеть эскизы и подготовительные картоны, в том числе эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге.  НО...

1067597_9447488827_fc6b1d6bc6_o (470x673, 90Kb)
«Я понимал, что, вступая на путь старой церковной иконографии, я должен был забыть все пройденное, пережитое за долгую личную жизнь - школу, навыки, мои субъективные переживания, - все это я должен был оставить вне стен храмов… Я делал проверку моих наблюдений, и решение мое отказаться от храмовой живописи медленно созревало»
П. А. Флоренский назвал росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами», Бердяев резюмировал: «Религиозная тенденция в искусстве такая же смерть искусству, как тенденция общественная или моральная. Художественное творчество не может быть и не должно быть специфическим и намеренно религиозным».
Кстати, сегодня Владимирский собор Киева, расписанный Васнецовым и Нестеровым, давно уже захвачен раскольниками; в нём на службе православным нельзя бывать.

1067597_9447490301_73b44855f4_o (626x370, 88Kb)

Отношение Нестерова к церковной выразительности весьма неоднозначно. Проникнутый идеалами Святой Руси, он, по сути дела, открыто отвергает «византийскую» манеру письма. «Византийский стиль, – писал художник, – более всего близкий нам, русским религиозным живописцам, по природе своей строгий и умный, может служить образцом с большими оговорками. Его или, вернее, его подобие, надо переносить в наши храмы не иначе как в виде точнейшей копии. В таком виде он, если не будет отвечать запросам сердца, то удовлетворит, быть может, некоторых как научная или художественная археология. И все же сам по себе один «стиль», искусственно вызванный, не может вполне ответить на чувство эстетичности, и тем более не может служить самому исканию веры, а надо, чтобы религиозное произведение ни на минуту не оставляло молящегося одного, тихо, увлекательно, интересно рассказывая то великое и прекрасное, что часто дает нам религия».
Таким образом, из иконописи Нестерову нужна была только формальная , или символическая сторона. И то, что византийская и древнерусская икона традиционно апсихологична, что самые «страсти» на ней изображаются бесстрастно, Нестерова никак не устраивало.
В настоящей иконописи натурализм не только «физиологический», но и «психологический» преодолевается ради раскрытия высшей духовной реальности, и потому она являет собой своего рода духовный реализм. А Нестеров – в поисках другого духовного реализма, он за «запросы сердца», за «психологизм» и против «византизма»... Но притом формальные элементы иконописи все-таки хочет сохранить %) Поэтому как иконописец он – скорее западник. А если без экивоков, то он вовсе не иконописец, о чем в свое время прямо сказал В.В. Розанов.

1916 sisters (700x457, 256Kb)

Высшим достижением своего творческого взлета сам мастер считал свою картину «Душа народа» (1914—1916). Такое вот желание переосмыслить православную традицию в русской культуре и на ее основе создать новое качество религиозного мировосприятия. "Будем как дети"...

1916 душа народа russia (700x291, 191Kb)

Тут в толпе и Толстой, и Достоевский... Ничего не могу поделать, мне здесь Глазунов как-то мерещится.

747989_original (700x417, 221Kb)

А вот в год революции 1917 года Нестеров пишет Флоренского и Булгакова. Художник был в восхищении от философов, особенно ему импонировал Флоренский.


1917 bulgakov-florensky (697x700, 372Kb)

А это в том же 17 году,  Антоний Волынский - замечательный портрет. И снова вокруг него споры - одни считают, что Нестеров высмеял архиепископа, другие - что возвысил. Очень интересный портрет, психологический...

Антоний Волынский (700x576, 340Kb)

Революцию художник воспринял как трагедию. «Работа, одна работа имеет еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления. От гибели России. Работа дает веру, что через Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому воскресению», - писал в первые дни Октябрьской революции Нестеров.

И тут появляются святые всадники у Сергиевой лавры. Наверное, как надежда на спасение.

b_vsadniki_nesterov (495x700, 273Kb)

«Страстная седмица» - сложная картина. Очень интеллектуальная. Нестеров пишет: "Кончил картину, что носил в чреве своем с 1919 года. Она, конечно, имеет все элементы, из которых можно безошибочно сложить мою художественную персону. Тут есть и русский пейзаж, есть и народ, есть и кающийся… интеллигент" - удовлетворенно сообщает он в письме 1933 г.
«Страстная седмица» продолжает главную в нестеровском творчестве тему, начатую в его программных картинах «Святая Русь», «Путь к Христу», «Душа народа», - тему покаянного пути к Богу, пути, «полного страданий, подвига и заблуждений». В христианской иконографии вообще не встречается изображения такого сюжета: это и не «Распятие», и не «Седмица» в их строгом каноническом понимании. «Страстная седмица» - это созданный Нестеровым новый символ народной веры, «жгучей веры» русских людей. Тут уже Толстого нет, зато есть Гоголь и Достоевский...

1367175552_m.-v.-nesterov.-strastnaya-sedmica.-1933-g.-holst-maslo-cerkovno-arheologicheskiy-kabinet-duhovnoy-akademii (700x599, 323Kb)

В советское время не прекращается тема Святой Руси. Всё же старообрядцы, как будто единственные хранители национального прошлого, явились для Нестерова идеальными выразителями народного духа, начала которого лежали в истории допетровской Руси. Путь к Богу для Нестерова, ставший основной темой его творчества, связан с допетровскими идеалами, идеалами надломленной и поруганной Святой Руси, так как её представлял себе художник.

отцы пустынники и жены (700x555, 298Kb)

Всё так же грустит прекрасная нестеровская осень,


1934 autumn (700x662, 422Kb)

но появляются совершенно изумительные портреты творческих людей советского времени. Оптимистичные. лучащиеся энергией. Вот Павлов.

Именно за этот портрет художнику дали Сталинскую премию.


1935 pavlov (700x491, 245Kb)

Вот братья Корины.

brothers корины (654x700, 295Kb)

Вот малоизвестная, но обаятельнейшая художница Кругликова...

kruglikova (549x700, 240Kb)

В 1938 году М. В. Нестеров был арестован - продал пару картин в чье-то полпредство - и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Но этим и обошлось.

Нестеров скончался в Москве в 1942 году, во время Сталинградской битвы. Он прожил долгую (80) и насыщенную жизнь. В его жизни отразилось время - очень противоречивое и сложное, еще и именно этим интересна выставка.
Ни на что не претендуя, я просто не понимаю, как можно писать иконы, не любя Рублева и Дионисия, как можно искренне верить и желать модернизации Православия, как можно модерново расписывать храмы, мечтая о Золотом веке старообрядчества. И вообще - как глубоко верующий человек, выросший в патриархальной купеческой семье, совместил все это с духом скепсиса и здравомыслия демократов-просветителей.

Материалы

http://art-nesterov.ru/gallery4.php

http://nasedkin.livejournal.com/332542.html

Comments

( 20 комментариев — Оставить комментарий )
nikola_rus
17 авг, 2013 16:10 (UTC)
>>Ни на что не претендуя, я просто не понимаю, как можно писать иконы, не любя Рублева и Дионисия, как можно искренне верить и желать модернизации Православия, как можно модерново расписывать храмы, мечтая о Золотом веке старообрядчества. И вообще - как глубоко верующий человек, выросший в патриархальной купеческой семье, совместил все это с духом скепсиса и здравомыслия демократов-просветителей.

А почему нет? В те времена многие просто отвергали всё духовное и точка. А у него именно критический подход, он пытался разбираться предлагал свои пути.
znichk_a
17 авг, 2013 16:30 (UTC)
Наверное так, предлагал уйти в сказку.
nikola_rus
17 авг, 2013 16:14 (UTC)
Вообще да - у него почти все картины грустные. Но, например, в "Видении отроку" кроме грусти есть ещё что-то из-за чего она является одной из моих любимых картин. В других видимо это ЧТО-ТО он тоже пытался добавить, но не очень получалось и они просто грустные (или м.б. я просто не вижу того, что там ещё есть)
znichk_a
17 авг, 2013 16:32 (UTC)
Дело здесь не в грусти, а в том, что извращаются душевные понятия "русскости" и "святости". Это ни к Сергию, ни к Православию никакого отношения не имеет.
nikola_rus
17 авг, 2013 17:15 (UTC)
Почему? Если взять именно одну эту картину?
znichk_a
18 авг, 2013 06:04 (UTC)
Ну потому что надуманное все это. И это же не икона. Так можно рассматривать гербарий или паука в банке... То, что предложил Нестеров под соусом "православия", это всё есть отстранённое и надуманное... Сам придумал, сам препарировал.
sveti_cvet
17 авг, 2013 19:58 (UTC)
Жалею, что не удалось выбраться на эту выставку. А после Вашего текста особенно. Она же или закрылась, или вот-вот. Интересно было бы самой глянуть.
znichk_a
18 авг, 2013 06:00 (UTC)
Еще сегодня - работает, можно успеть)
kot_pafnusha
17 авг, 2013 20:53 (UTC)
С частной кОтовьей т.зр.
- это такой же кич, как и Глазунов.

С уточнением, что Глазунов всего лишь подражатель Нестерову )!



Edited at 2013-08-17 21:12 (UTC)
znichk_a
18 авг, 2013 06:06 (UTC)
Думаю, можно сказать и так. Но какое количество народу восторгалось и восторгается до сих пор - весь интернет забит...
florentioslg
17 авг, 2013 23:07 (UTC)
не думаю что причина захвата владимирского собора в Киеве в живописи Нестерова и Васнецова..
а вообще отмечено точно, их творчество просто модернизм. поэтому дух скепсиса здесь как раз объясним. а вот наличие именно православной веры как раз сомнительно. разве что под православием подразумевается не православная вера а некий культурный глянец, знаковость.
znichk_a
18 авг, 2013 06:13 (UTC)
Нестеров в своей книге мемуарной "Давние дни", и друг его священник Дурынин в книге подробных воспоминаний о нем - пишут, что верил, искренне верил художник. Да и не мог быть неверующим - расписывал знаменитые храмы.
Видно, время другое было, и другие критерии...
Да, про захват Владимирского собора это я так, к слову.
florentioslg
18 авг, 2013 11:44 (UTC)
я имел ввиду веру в православном понимании, потому что вера может и языческой, к примеру отношение к религии к знаковому действию или например вера в какие то свои представления. это не одно и тоже. Что бы такого близкого привести? Ну, например, Хомякова считают крайне верующим человеком, но при том он называл Владимирскую икону владимирской доской, не верил в освящение воды на Великом освящении, и подобные вещи. явно что под верой он имел ввиду несколько иное чем то, что понимает под этим церковь. И церковь, тогда относилась к его работам на религиозные теемы соответственно - цензура не допускала печати их в России.
Так же и относительно Нестерова, Ижакевича, других творческих людей. сейчас, конешно, всё смешалось в доме Оболенских, но если убрать работы двух последних столетий, то вряд ли найдутся в церковных источниках взгляды на веру подобные модным ныне.
znichk_a
18 авг, 2013 12:24 (UTC)
А чего стоит "православие" Рериха!
Не знаю, какие сейчас в моде. Судя по выставке, наверное близкие к нестеровским, ведь кому-то нужно так православие преподносить. Но большинству нет никакого дела до модных тенденций.
florentioslg
18 авг, 2013 13:42 (UTC)
Не знаю, мне всё больше приходится сталкиваться именно с модным православием. я бы сказал что модны славянофилы, и подобные идеологического типа "православные", которые под православием подразумевают принадлежность к обществу, а не вероисповедание, которое обычно считают "безжизненным".
Неужели кто-то может считать Рериха православным?!? никогда бы не подумал.
В принципе после появления книги Хенкса о его обращении в православие с последующей съемкой в кодичедаВинчи я уже ничему не удивлюсь. Ни иконам Сталина, ни почитанию Достоевского или Блока.
znichk_a
18 авг, 2013 13:49 (UTC)
да вот есть еще, и много, хорошие провинциальные священники, при храмах общины, все тихомирно, без Нестеровых, Хенксов и Рерихов.
florentioslg
18 авг, 2013 13:59 (UTC)
есть. хотя провинциальность вряд ли спасает от моды) скорее наоборот) а сан и подавно. здесь смайлика не поставлю.
likushin
14 окт, 2013 13:54 (UTC)
А Вы гляньте в сторону Бердяева - и не так ещё удивиться на недоумении можно.
znichk_a
15 окт, 2013 06:27 (UTC)
Так про Бердяева все известно, он такой стыдливый циник о "вечно бабьем"... его в храм никто не тащит. А Нестеров как бы "православный художник", сколько храмов подражателями расписано - не счесть.
likushin
16 окт, 2013 16:05 (UTC)
Ну, я с его "Варфоломеем", через Лавру, намертво повязан. Я его, можно сказать, люблю в ужасновении.
( 20 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

фантик конфетки &quot;Znichka&quot;
znichk_a
znichk_a

Latest Month

Январь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner